Доступная среда


 

 

 

«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.

Нормативно-правовая база

  1. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (с изменениями и дополнениями).
  2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ
  3. Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624).
  4. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
  5. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями).
  6. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 n вк-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».
  7. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2017 г. N ТС-267/07 «О направлении информации» (О создании ресурсного класса, позволяющего обеспечить создание необходимых условий, в максимальной степени способствующих получению без дискриминации качественного образования и социальному развитию обучающихся с расстройством аутистического спектра, в т. ч. через организацию системы инклюзивного образования)
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Наличие оборудованных учебных кабинетов,
объектов для проведения практических занятий,
библиотек, объектов спорта, средств обучения и
воспитания, в том числе приспособленных для
использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
оборудованы кабинеты учителей-логопедов,
педагога-психолога, физкультурный зал, музыкальный зал.
Обеспечение доступа в здание ДОУ
детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Согласно приказа Министерства образования от
9 ноября 2015 г. №1309 в образовательной организации целенаправленно и планомерно проводится комплекс мероприятий по обеспечению доступа в здание ДОУ детей-инвалидов и детей с ОВЗ:

  • приказом по учреждению определены ответственные
    должностные лица за организацию работы по
    обеспечению условий доступности
  • систематически организовывается инструктирование
    специалистов, работающих с детьми-инвалидами и
    детьми с ОВЗ, а также сотрудниками,
    задействованными по вопросам, связанным с
    обеспечением доступности;
  • по результатам комиссионного обследования
    оформлен Паспорт доступности, отражающий оценку
    соответствия уровня доступности в ДОУ заявленным
    законодательством РФ требованиям;
  • разработан план действий по обеспечению
    доступности в форме Дорожной карты. По состоянию
    на 1 сентября 2017 года выполнен следующий
    перечень мероприятий, реализуемых для достижения
    запланированных показателей доступности:
    содействие ребенку-инвалиду при входе в ДОУ и
    выходе из него, информирование о доступных
    маршрутах общественного транспорта, адаптация
    официального сайта ДОУ для лиц с нарушениями
    зрения (версия для слабовидящих).
Условия питания детей-инвалидов и детей с
ОВЗ
В учреждении организовано сбалансированное
питание в соответствии с примерным 10-дневным
меню. Питание детей осуществляется в
соответствии с действующими
Санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. Главным
государственным санитарным врачом РФ
15.05.2013г. Питание детей-инвалидов и детей с
ОВЗ осуществляется на общих условиях.
Условия охраны здоровья детей-инвалидов и
детей с ОВЗ
Планирование и проведение работы по охране
здоровья воспитанников осуществляется в двух
направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в ДОУ
осуществляется медицинскими сестрами.
Медицинский блок состоит из медицинского
кабинета,  процедурного кабинета.
Медицинский кабинет оснащен всем необходимым
оборудованием, которое соответствует
санитарно-гигиеническим требованиям, имеется
достаточное количество медикаментов для оказания
первой неотложной помощи, здесь же происходит
осмотр детей.Для проведения лечебно-восстановительных мероприятий с детьми с ОВЗ по зрению, посещающими группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения, оборудован кабинет врача-офтальмолога и два кабинета коррекции зрения.

В учреждении с детьми постоянно работает врач-офтальмолог и медсестра. Врач, контролируя функциональное состояние зрения каждого ребенка, делает назначения по лечению детей, дает рекомендации по осуществлению лечебных и восстановительных мероприятий, проведению коррекционно-развивающей работы, учету особенностей детей в образовательном процессе. Медсестра врача офтальмолога ежедневно, два раза в день проводит лечение на аппаратах, контролирует ношение детьми очков и окклюдоров, зрительную нагрузку, отслеживает выполнение рекомендаций врача-офтальмолога педагогами и родителями.

Преимущества посещения групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения заключается в сочетании педагогического и медицинского воздействия. Это позволяет, с одной стороны, извлекать лечебный эффект из самих занятий, а с другой — проводить лечение детей без ущерба для образовательного процесса.

Работа с детьми строится с учетом диагнозов. Так, рассаживая детей на занятии, по центру размещаем детей с сходящимся косоглазием, с расходящимся — справа или слева в зависимости от нарушения глаза. Чтобы избежать зрительного переутомления, воспитатели в течение дня проводят зрительную гимнастику, используют зрительные тренажеры. Важной задачей является подготовка детей к аппаратному лечению, где удаётся сформировать и развить умение детей воспринимать сложные объекты и их изображения. Эта способность является залогом успешных занятий на офтальмологических аппаратах. Поэтому перед проведением лечения детей на аппаратах воспитатели предлагают дидактические игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук. В последующем лечебно-восстановительный эффект закрепляется в коррекционно-развивающих упражнениях.

В образовательном учреждении с целью охраны
здоровья воспитанников проводятся следующее
мероприятия:

  • проведение профилактических осмотров;
  • мероприятия по обеспечению адаптации в
    образовательном учреждении;
  • осуществление
    систематического медицинского контроля за
    физическим развитием воспитанников и уровнем их
    заболеваемости;
  • обеспечение контроля за
    санитарно-гигиеническим состоянием
    образовательного учреждения;
  • осуществление
    контроля за выполнением санитарных норм и
    правил.
    Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13
    разрабатывается:
  • режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом
    возраста детей. В режиме обязательно отражаются
    время приема пищи, прогулок, дневного
    сна.
  • составляется расписание непосредственно
    образовательной деятельности для каждой группы
    детей. В период летних каникул проводятся
    экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья
    осуществляется через совершенствование
    физического развития детей на физкультурных
    занятиях.
    В детском саду проводятся: утренняя
    гимнастика, подвижные и малоподвижные игры,
    гимнастика после сна, гигиенические процедуры.
    Прогулка – обязательный элемент режима дня
    ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается
    возможность для двигательной активности детей,
    виды игр варьируются в зависимости от сезона.